Нестабильная экономика, запреты на ввоз и вывоз определенной продукции, скачки валют – это современный передел мирового порядка. Изменения в системе происходят настолько стремительно, что в сложившейся ситуации очень трудно предпринимателю определиться и не прогадать с видом бизнеса в эти тяжелые времена. Франшиза сегодня – это панацея для предпринимателя.
Договор франчайзинга — это лицензированный договор, обеспечивающий защиту, надежность и открытость бизнеса, благодаря присоединению к раскрученному бренду. В настоящее время у бизнесменов проявляется активный интерес к франшизам. Но надо понимать, что не все золото, что блестит. На ряду с проверенными, успешными, известным франшизами существуют предложения далеко не выгодные и обманчивые для франчайзи, поэтому в этом деле следует соблюдать бдительность.
Как определиться с выбором франшизы и фирмой, реализующей аренду бренда? Как оценить риск покупки? Как рассчитать прибыль?
Если забить в поисковой строке «франшиза», то Вы убедитесь, информации будет очень много, но первое на что Вы должны обратить внимание – это источники, второе – можно ли этим источникам доверять.
Сперва предприниматели, намеренные приобрести франшизу, исследует предложение, узнают информацию о самом бренде, о его популярности в регионе, где планируется открытие бизнеса, о маркетинговом продвижении и другое.
Многие считают, что фирма, которая раскрутила известный бренд – уже считается проверенной и надежной. Но самым важным показателем является скорость новых предприятий по франшизе этого бренда. К примеру, если фирма за один год распродала около 200 франшиз, и они успешно реализовались, то это самый главный показатель стабильности, надежности и уверенности в завтрашнем дне.
Как показывает практика, такими франчайзерами-гигантами становятся фирмы, которые в один миг назвали своих оптовиков франчайзи, а не деле все остается так же. Не меняется ни отношения между сторонами, ни степень ответственности.
Поэтому количество объектов по франшизе не влияет на стабильность и стратегию развития фирмы. Примером этого является история о банкротстве «Арбат Престиж».
Часто бывает так, что компания, чтобы выжить в сложные для нее времена начинает продажу франшиз. В этом случае, франшиза – это спасательный круг, основной задачей которой является привлечение денежных средств в виде паушальных взносов, роялти, самой суммы за франшизу и иные платежи, предусмотренные договором франчайзинга. Но правовая природа самого договора и сложившаяся практика во всем мире, говорит об обратном. Франчайзинг – это не механизм по беспрерывному потоку денежных средств. Реализация франшиз – это в первую очередь, на начальном этапе, дополнительные расходы для компании, а не поиск новых источников дохода. Однако российские фирмы еще не все пришли к опыту мировой практики и не готовы тратить свою прибыль на создание коммерческого предложения по договору франчайзинга, привлекать новых работников для подбора франчайзи и оказывать им техническую поддержку.
И как в этой ситуации поступить бизнесмену, который хочет быть франчайзи, когда принимать решение на основании показателей масштаба компании, популярность бренда, количество открытых точек небезопасно? Может следует обратиться к франчайзеру, чтобы получить достоверную информацию?
Возможно так будет правильно? Потому что, если я инвестирую денжные средства (порой только платеж по паушальному взносу составляет 1 000 000 рублей, без учета вложений в бизнес), то не лучше ли мне полагаться на честность самого франчайзера? Проблема в том, что не каждый российский франчайзер считает также.
Бизнес в России – это ворона, которую стреляли и путали не раз. Он не спешит раскрывать двери каждому и упрекнуть за это его нельзя, потому что у российских предпринимателей есть причины, чтобы так поступать. Это, конечно, не помогает российскому франчайзингу, потому что его суть в том, чтобы один бизнесмен, который собственными усилиями создал масштабную концепцию, пройдя перед этим долгий и тернистый путь, начал делится своими знаниями и навыками с теми, кто только начинает и хотят за деньги перенять его стратегию, при этом не только положительную, но и отрицательную.
Знающему франчайзи не нужна вымышленная сказка о не мысленных богатствах без особых усилий и потерь, которые ему принесет франшиза. Понимающему бизнес франчайзи нужна реальная история взлетов и падений, ошибок и рисков. Только такой опыт будет иметь цену. Такие сведения помогут франчайзи определиться с выбором, взвесить все за и против, и принять окончательное решение, о котором потом не пожалеет.
Мнение и опыт бизнесменов
Как рассказывает Юрий Тетров, который владеет иностранной франшизой Lavazzo в Российской Федерации «Я не раз покупал мастер-франшизы европейского уровня. На основании этого, готов поделиться, что иностранные франчайзеры честно и открыто доносят всю достоверную информацию про прибыль и убытки, которые получают и несут в данной сети предприниматель со всего мира. Это устоявшаяся практика в мире».
Илья Бруман, владелец франшизы по пекарне Wetzel's Pretzels в России, СНГ и Балтии говорит следующее:
«Франчайзеру, обладателем франшизы которой я являюсь, более 20 лет, из которых 17 лет он продает свою концепцию. Сеть пекарней разбросана по всему миру: Бразилия, Мексика, Индия, Япония и другие страны. Следует отметить, что в договоре прописано все! Техническая поддержка оказывается постоянно. Нам помогли с логистикой. До работы с иностранными франчайзи, имели горький опыт работы с российским франчайзингом. В сравнении с пекарнями Wetzel's Pretzels там и конь не валялся, очень много недоработок. На первом тренинге Wetzel's Pretzels нас ввели в курс дела и предоставили большие справочники с указанием: «Если у Вас появится вопрос, то в справочнике Вы найдет ответ на него». Я даже представит не мог, что именно так и будет. Также, мне очень понравилось то, что франчайзеры не скрывали никакой информации. Перед началом работы предоставили бухгалтерские отчеты за пару лет, кроме того дали список контактов всех работников фирмы, даже директора и президента компании. Нам сказали, что мы можем звонить кому угодно и круглосуточно получать консультацию».
В отличии от иностранных, российский франчайзер сразу рассказывает о цене: паушальный взнос, роялти, периодичность платежей. Потом идет речь о сроке окупаемости, выручке франчайзи. Однако узнать правда это или нет можно только на своем собственном опыте.
Представитель франчайзера расскажет о том, сколько в сети точек, о скорости роста компании, но что интересно, практически все обманывают о том, сколько из них закрылись. Самому узнать эту информацию – не представляется возможным, несмотря на то, что эти сведения – самые главные показатели.
Представьте, что фирма, заявляющая об открытии 120 новых точек только 1 за год, в реальности зарегистрировала не 120, а, например, 215 новых точек? Получается, что 95 – обанкротились, а остальные, рискуя, тратят денежные средства, свое время с надеждой, что самая из менее рискованных форм бизнеса оправдает надежды.
«Отечественные франчайзеры говорят, что 90 % франчайзи получают приличную прибыль, - рассказывает Сергей Моисеенков, который занимает должность гендиректора ЗАО «МБИ-Евроазия», продвигающая знаменитый бренд Mail Boxes Etc в России и СНГ. – Это не правда, как мне кажется. Таких показателей нет даже зарубежом».
В России франчайзер может и предлагает ознакомиться с опытом ведения бизнеса с его одним из франчайзи и поинтересоваться как быстро окупается франшиза и насколько стабильный бизнес. Но надо учесть, что в отличии от международных франчайзеров в Росси предлагают общение только с единицами успешных франчайзи, с теми кто разорился пообщаться не представляется возможным. Получается, что выяснить причину неудач не удастся.
В США разработали специализированный нормативный документ, в котором до оплаты описываются возможности франшизы, предоставляется исчерпывающая информация о концепции. Документ называется Uniform Franchise Offering Circular. Получается, что в штатах к франчазингу предъявляются высокие требования. Желаешь продавать франшизы – открой свою подноготную.
В России на государственном уровне были попытки внедрить в систему опыт зарубежных стран. Даже был разработан проект закона «О франчайзинге», который должен был регулировать правоотношения между сторонами по договору франчайзинга, но в тоже время и отстаивать интересы двух сторон. Однако документ не получил одобрение среди действующих франчайзеров и франчайзи в России, так как был составлен абсолютно не профессионально. Последние очень рассчитывают на то, что нормативный акт не вступит в силу.
Ключевые моменты при выборе франшизы?
Как думаете, на что следует обратить внимание при выборе франшизы? На рейтинг? К несчастью, но рейтинг, на сегодняшний день – подозрительный метод определения рентабельности. Предположим, вы намерены приобрести франшизу, и чтобы получить хоть какую-то информацию о потенциальном партнере – обращаетесь к рейтингу, и тут самое сложное: нет единого параметра по определению успешности бизнеса, есть рейтинг по скорости роста точек, рейтинг по количеству точек, рейтинг по времени существования компании. Не уверены, что данные показатели по отдельности могут сложить один картину и уберечь от ошибок.
К несчастью, будут ошибки и если ориентироваться на рейтинги популярных издательств. Каждый год опубликовывает рейтинг франшиз известный во всем мире журнал, но даже не понимающий в это деле человек, посмеется над этим. В журнале приводится простой расчет рентабельности франшизы на основании показателей выручки и прибыл за год по отношению к первичным затратам. Проблем в том, что эти показатели берется только у половины франчайзи, вторая половина свои данные предоставить отказалась и расчет по второй части производился из средних показателей по рынку. На основании данного расчета лучшей франшизой в 2013 году стала франшиза по изготовлению мебели для офиса. Предпринимателям гарантируется получение прибыли в размере 10 000 000 рублей при вложениях в 2 300 000 рублей. Окупаемость менее чем полгода.
Бизнесмены, которые не один десяток лет проработали в данной области просто разводят руками, когда слышат такие предложения.
Даже обычные человек, не обладающий специальными познаниями понимает, что глупо делиться с франчайзи 40 процентами прибыли, когда у самого всего шестнадцать объектов. Ведь при таких вложениях в 2 300 000 рублей, которые могут окупиться примерно за четыре месяца – это как минимум не рационально. Может известное издание публикует лишь долю истины, при этом долю не самую лучшую?
В действительности, чтобы составить достоверный рейтинг, на позиции которого можно ровняться, необходимо гораздо больше показаний.
Большое количество предпринимателей, которые обожглись на франшизах, заведомо провальных, наличие на сегодняшний день обманчивых предложений по франчайзингу побудили нас к созданию своего специализированного рейтинга наиболее стабильных компаний, продающих франшизы. Мы занимаемся мониторингом и анализом не только размера бизнеса, его прибыли, местоположения, но и анализируем его финансовую стабильность, спрос предложения на рынке, дизайн его бренда. Для нас также имеет значение прозрачность фирмы. Ведь именно этот показатель отвечает за безопасность. На сегодняшний день не все фирмы спешат показать нам всю нужную информацию для рейтинга, но большинство готовы к сотрудничеству и открыты перед нами. Все, кто откликнулись и приняли участие в нашем профессиональном рейтинге, ежегодно принимают участие в выставке франшиз BUYBRAND Expо.
Прогнозируется прогрессия к увеличению франчайзеров, способных открыто заявлять о своем предложении и предоставлять достоверную информацию, потому что франчайзи, способных рискнуть и получить кота в мешке уже не так много. И это не из-за санкций, скачков курса валют. Дело в том, что каждый год в России появляется больше бизнесменов, которые обдуманно принимают решение относительно покупки франшизы, а это говорит о том, что есть шанс, что уже совсем скоро липовых франшиз не останется совсем.